Познавательное развитие: мир природы и мир человека 6—8 ЛЕТ
01 апреля 2015
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности: содействовать становлению мотивации учебной деятельности через рассказы о важности учения для успешности во взрослой жизни, о школе, посредством экскурсий в школу; формировать предпосылки трудовой деятельности:продолжать знакомить с профессиональным трудом взрослых; дать детям представления о существующем обмене товарами и услугами; развивать в детях интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; систематически проводить познавательные практикумы (эксперименты, опыты), а также викторины, конкурсы и др.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения и содержания, находящегося за пределами непосредственно воспринимаемой действительности, упорядочивать и систематизировать полученную и получаемую информацию о мире (с приоритетом содержания, находящегося за пределами непосредственно воспринимаемой действительности); развивать самостоятельную познавательную активность;
обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире; подвести детей к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (время, знак, символ, знаковые системы; социальные понятия — семья, Родина и т. д.): знакомить с некоторыми конкретными знаками (буква, цифра, дорожные знаки, нота и др.) и символами (например, государственная символика, символы Олимпийских игр и пр.);
закреплять и расширять полученные сведения о знаках, символах, знаковых системах через практический опыт (расшифровка известных знаков, создание своих символов); формировать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты; формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять (часы, части суток, дни недели, месяцы, год) через использование готовых календарей и создание своих (календарь природы, календарь жизни группы и др.); формировать у детей умение планировать свою деятельность и жизнь; показывать детям, что в основе социальных понятий (семья, Родина) лежат особые отношения к близким людям, к месту, где родился и живёшь; начать формировать элементарные географические представления в соответствии с возрастными возможностями (знакомство с глобусом и физической картой мира, с различными природно-климатическими зонами, с природными богатствами, со странами и народами); закреплять, уточнять и расширять ранее сформированные представления детей о человеке на основе упорядочивания информации (систематизация, классификация, сравнение и др.): расширять и закреплять представления детей о разных видах деятельности людей; показывать, что рукотворный мир — это результат деятельности человека (через историю создания и совершенствования рукотворных предметов и объектов); развивать интерес к событиям спортивной и физкультурной жизни страны; знакомить детей со строением и работой некоторых органов и систем организма (элементарный, адаптированный к возрасту уровень); закреплять, уточнять и расширять ранее сформированные представления детей о мире природы:
продолжать знакомить детей с жизнью животных и растений в разных условиях; расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; на доступном содержании (из жизни человека и природы) показывать значение
и роль причинно-следственных связей в нашем мире;
подвести детей к осознанному разделению животных на диких и домашних, растений на культурные и дикорастущие;
показывать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы: времена
года, их ритмичность и цикличность, формировать умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, в данном разделе могут быть представлены региональные программы или авторские технологии
для изучения растительного и животного мира родного края, особенностей
географического расположения, богатства природных ресурсов, своеобразия климатических условий (в сравнении с другими регионами страны и мира).
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности: формировать и укреплять познавательное отношение к миру:
знакомить с различными способами и источниками получения информации (книга, телевидение, телескоп, микроскоп, компьютер и др.), показывать их роль и значение в жизни человека; формировать интерес к книге как к источнику информации; формировать эмоциональное отношение к окружающему миру, закладывая основы бережного и заботливого отношения к нему: формировать основы экологической этики, разъяснять особое место и роль человека в системе жизни на Земле; формировать бережное отношение к предметам рукотворного мира (результатам деятельности человека); формировать чувство ответственности за судьбу планеты.
Активизировать посильную деятельность детей по охране окружающей среды; формировать созидательное отношение к окружающему миру, поощряя желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-либо.